Rambler's Top100

Немцы в России

——— • ———

Немецкие лютеранские общины и их церкви

1 • 2

После Санкт-Петербурга заметные немецкие лютеранские общины на Северо-Западе России существовали в Архангельске, Новгороде Великом, Ярославле и Пскове. В Архангельске и Ярославле лютеранские общины возникли ещё в конце XVII века. Состав общин в этих городах определяли купцы (особенно в Архангельске), предприниматели и военные из местных гарнизонов, встречались также доктора, учителя, аптекари, ремесленники. Каменная церковь Св. Екатерины была построена в Архангельске ещё в 1768 году, в остальных строительство каменных церквей при большом участии государственной казны относится к середине — второй половине XIX века: церковь Св. Николая в Новгороде Великом (1850 г., на 150 мест), церковь Св. Якова в Пскове (1870 г., на 500 мест), церковь Св. Петра и Павла в Ярославле (1849 г., на 150 мест). К приходу в Ярославле относились и общины в Вологде, Костроме и Рыбинске, имевшие собственные деревянные церкви. Архитектура этих церквей была неоготической несколько упрощенного вида. Помимо немцев в приходах были эстонцы и латыши.

Значительные немецкие лютеранские общины располагались в южных губерниях, на территории современной Украины. Громадное большинство лютеран в Приазовье и Причерноморье, Херсонской губернии и Бессарабии составляли немцы-колонисты, переселившиеся сюда в конце XVIII — начале XIX веков. В общинах же крупных городов, таких как Киев, Одесса, Харьков тон задавали предприниматели, представители гражданской и военной администрации, обладатели интеллигентных профессий. Всего в двух южнорусских пропствах Евангелическо-лютеранской церкви России было 43 прихода, многие из которых состояли из нескольких общин.

В Киеве история местной лютеранской общины началась в 1767 году с первого богослужения в доме аптекаря Г.Ф. Бунге на Подоле. В 1794 году, «принимая во внимание царствующую монархиню», первое здание церкви освятили во имя Св. Екатерины. Каменная церковь была построена только в 1857 году «на горе» и дала имя улице, на которой стояла, — Лютеранская. Община, состоявшая к тому времени из 800 человек, проявила чудеса настойчивости и изобретательности, чтобы собрать деньги на эту небольшую, но элегантную церковь в романском стиле, но без башни, на 500 мест. Община также построила и содержала школу, приют для бедных и богадельню.

Лютеранский приход Вознесения в Харькове был известен с 1768 года. К 1896 году он насчитывал 2 500 членов, тон задавали представители городской администрации и промышленники немецкого происхождения. В этом же году было освящено новое гигантское здание церкви из камня и бетона. При церкви имелись школа и два приюта.

Лютеранская община в Одессе конституировалась в 1803 году, когда в ней стали расселяться немецкие колонисты. В 1827 году была во имя Св. Павла освящена их церковь. Бурное развитие торговли, порта и промышленности в Одессе в XIX веке способствовало быстрому росту численности и благосостояния общины. К концу столетия она уже насчитывала 6 тыс. членов, 4,5 тыс. из которых были немцы. При поддержке Генеральной консистории на месте старой в 1897 году выстроена новая церковь на 1 200 мест в неороманском стиле с очень высокой башней. Община имела школу, два приюта и богадельню.

К Одессе близко подступали области Херсонской губернии и Бессарабии, густо населенные немецкими колонистами. Эти колонии возникли в царствование Александра I и отличались высоким благосостоянием, а также сильной набожностью колонистов. Это приводило к тому, что нередко колонии строили громадные каменные церкви, не уступавшие городским, например, в колониях Грослибенталь, Нойбург, Глюксталь, Фройденталь и др. В середине XIX века в колониях Гофнунгсталь, Грослибенталь и Сарата возникают сестричества евангелических сестер милосердия, которые распространяют дело постройки и содержания больниц, приютов и домов престарелых на многие немецкие колонии Юга России, Северного Кавказа и Волги.

В отличие от русских немцев в больших городах, колонисты жили замкнутой жизнью и мало общались с окружающим миром: например, совершенно не практиковались браки с чужаками. Единственное исключение допускалось в делах христианского милосердия: в больнице в бессарабской колонии Сарата принимались все нуждающиеся без различия вероисповедания и национальности. В русско-турецкую войну 1877–1878 годов в Бендерах действовал «Военный госпиталь немецких колоний юга России».

В Московском консисториальном округе Евангелическо-лютеранской церкви России районом наибольшей концентрации лютеран являлись немецкие колонии на Волге, где располагались более половины приходов округа (37). Значительным центром была также Москва.

В Москве существовали две крупные лютеранские общины, корни которых уходили в XVI-XVII века. У их истоков стояли военнопленные, специалисты и немецкие офицеры и солдаты, приглашенные на службу русскими царями, купцы, предприниматели — жители Немецкой слободы в XVII веке. Первая церковь общины Св. Михаила (первая и во всей России) была построена и освящена в 1576 году. Община Св. Петра и Павла впервые упоминается в 1626 году. Обе церкви многократно перестраивались. К началу XX века в Москве проживало 18,5 тыс. лютеран немецкого происхождения: 4,5 тыс. из них принадлежали к церкви Св. Михаила, а 14 тыс. были членами общины Св. Петра и Павла. На протяжении всей своей истории лютеране были весьма заметны в жизни и культуре Москвы. Ещё в 1672 году пастор И.Г. Грегори поставил по заказу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском спектакль на библейскую тему, войдя в историю русского театра. В Москве немецкие лютеранские общины были знамениты и своими учебными заведениями различного профиля: гимназиями и реальным училищем при Петропавловской церкви, в которых учились не только немцы, но дети и других национальностей и вероисповеданий. Образцовыми были и благотворительные учреждения. Особую известность приобрели школа для слепых детей, созданная пастором Г. Дикгофом (1882) и Евангелическая больница. Пасторы московских общин окормляли лютеран и в окрестностях Москвы. Члены московских общин в большинстве своем были представителями интеллигентных профессий и делового мира. Будучи людьми состоятельными, они могли себе позволить содержать и перестраивать свои большие и импозантные церкви. Если лютеранские церкви, построенные в отличном от православных храмов стиле, смотрелись в Москве экзотически, то в Волжских областях они были привычны глазу и выдавали присутствие большого числа немецких колоний в регионе, которые в 1905 году охватывали 318 тыс. прихожан.

Помимо сельских колоний лютеранские общины и их церкви имелись также и в ряде городов на Волге: в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани. Здесь их возникновение было связано с лютеранами, взятыми в плен в Ливонской (Н. Новгород — 1580 г.) и Северной (Астрахань — 1720 г.) войнах, а также с размещением военных гарнизонов, где было немало лютеран (Казань — 1767г., Саратов — 1790 г., Царицын — 1820 г.). Именно лютеранские дивизионные проповедники, назначенные от казны, окормляли названные общины вплоть до середины XIX века. К этому времени выросшие за счёт купцов и предпринимателей общины смогли получить собственных пасторов. Сами церкви в поволжских городах строились во второй половине XIX века с помощью в том числе средств Вспомогательной кассы для евангелическо-лютеранских общин России. Их воздвигали из кирпича в так называемом историческом или эклектическом стиле: базилика с элементами готики или романского стиля, часто с высокой заостренной башней. Это был наиболее любимый лютеранами вид церкви, указывающий на истоки и корни их церкви. Меньшая часть церквей строилась в классическом стиле. Только в Саратове, который окружали колонии, церковь была велика (1 000 мест). Остальные имели от 120 до 250 мест. По сравнению с ними многие каменные церкви в немецких колониях на Волге поражают своей гигантоманией: Бальцер (1 350 мест), Устенбах (2 500 мест), Липовка (Шефер) — 4 000(!) мест. Здесь мы сталкиваемся с особой набожностью колонистов, их сплоченностью, ведь церковь использовалась и как место собраний.

Лютеранские церкви в немецких колониях часто также строились в историческом стиле, но был любим и классический стиль с колоннами по фасаду длинного здания церкви и высокой колокольней в несколько ярусов. Такой стиль называли конторским (Kontor-Stil).

Продвижение лютеран на Урал, в Сибирь началось в первые десятилетия XVIII века. Тогда пленные шведы появились в Екатеринбурге, Омске, Иркутске, Тобольске. С ними были их военные полевые проповедники, которые проводили богослужения и устраивали школы. В середине XVIII века в Екатеринбурге, Перми и Барнауле в лютеранских общинах доминировали приглашенные туда во множестве из Германии горные мастера, плавильщики, литейщики для работы на железо- и медеплавильных заводах. Облик лютеранских общин в Сибири определялся также и очень значительной военной компонентой. В русской армии того времени было много офицеров немецкого происхождения, ибо собственных квалифицированных военных специалистов катастрофически не хватало. Поскольку при приглашении на службу им гарантировалось удовлетворение их религиозных потребностей, то российские власти финансировали из военного бюджета институт лютеранских дивизионных проповедников. Их опорные пункты в Сибири находились в Иркутске (с 1767), Омске (1763), Тобольске (1768), Барнауле. Дивизионный проповедник военно-морского флота размещался с 1865 года в Николаевске-на-Амуре, а позднее был переведен во Владивосток. Лютеранские дивизионные проповедники обслуживали и гражданское лютеранское население в городах: чиновников, ученых, предпринимателей, промышленников, рабочих, которые образовывали общины.

Еще одну особую группу составляли ссыльные преступники из лиц лютеранского вероисповедания (финны, эстонцы, латыши, немцы), которых расселяли в специальных поселениях. Такие поселения имелись к северу от Омска (Бланка) и в верховьях Енисея, к северо-западу от Минусинска (Верхняя и Нижняя Буланка) и также обслуживались лютеранскими пасторами.

После принятия в 1832 году Закона о Евангелическо-лютеранской церкви в России государство, а с 1859 года также и Вспомогательная касса для лютеранских общин в России стараются интенсивно поддерживать общины в Сибири и на Дальнем Востоке и их начальные приходские школы. Однако очень трудно было подыскать пасторов для службы в столь отдаленных краях. К тому же и сама служба была крайне тяжелой: пастору приходилось окормлять общины, находящиеся на расстоянии сотен и даже тысяч километров друг от друга.

С помощью центральных властей во второй половине ХIХ века в Сибири и на Урале ведется активное строительство каменных церквей, которые сменяют старые деревянные. Так, в это время были выстроены церкви: Св. Марии в Томске (1858), Св. Павла в Барнауле (1857), Св. Марии в Перми (1864), Св. Петра в Екатеринбурге (1873), Воскресения Христова в Тобольске (1861), Вознесения Христа в Иркутске (1884), в Красноярске (1883), Св. Павла во Владивостоке (1908). Это были сравнительно небольшие, как правило, на 150–250 мест, кирпичные церкви в эклектическом / историческом стиле с элементами романской и готической архитектуры. Встречаются даже типовые, идентичные проекты как, например, церкви в Томске и Барнауле, построенные по проекту петербургского архитектора Г. Боссе. С последними, в свою очередь, очень схожа церковь в Перми.

Поскольку значительную часть членов лютеранских общин в Сибири представляли военные с семьями, а также представители торговых и предпринимательских фирм, которые часто меняли место службы, то общины не росли численно. На 1905 год в Сибири по официальным данным церковной статистики насчитывалось 10 тыс. лютеран.

Новым направлением распространения лютеранских общин со второй половины XIX века стала Средняя Азия, что связано с русским завоеванием Туркестана. В составе армии, главнокомандующим которой был с 1867 года генерал Константин фон Кауфман, в Среднюю Азию прибыло много военных лютеран, осевших в опорных пунктах и гарнизонах и выписавших туда семьи. За ними потянулись предприниматели и несколько позднее немецкие крестьяне-колонисты. В 1877 году в Ташкенте была основана лютеранская община. Поначалу она, как это было и в Сибири, опекалась дивизионными проповедниками, но с 1892 года уже имела собственного пастора Ю. Юргенсона. В 1896 году община выстроила для себя церковь в Ташкенте в историческом стиле. К этому времени возникают филиальные общины в Самарканде, Ашхабаде и Фергане. Их, так же как и все другие в Туркестане, окормлял пастор Ю. Юргенсон из Ташкента.

Еще одна лютеранская община на окраинах Российской империи возникает в конце XIX века в Баку. Её появление связано с Бакинскими нефтепромыслами Нобеля и средоточием там большого количества шведских и немецких специалистов лютеранского вероисповедания. К 1905 году община насчитывала 4 200 членов, из которых 450 были шведы, остальные — немцы. К 1899 году они возвели собственную большую церковь в неоготическом стиле. Пасторы общины окормляли также другие общины в Закавказье.

Т.Н. Таценко

——— • ———

назад  вверх  дальше
Оглавление
Российские немцы — истоки

—————————————————— • ——————————————————
Информационно-издательская `фирма «Лики России» С.-Петербург
Создание и дизайн www.genrogge.ru © Вадим Рогге.
Только для учебных и некоммерческих целей.